Вторник, 17.06.2025, 14:41
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНФОРМАЦИОННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕШИЛОВСКИЙ СТАН"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вятичи

Появление Славян в Заочье

В конце I-го тысячелетия нашей эры славянские племена начинают активную миграцию на север. Они полностью поглощают дьяковскую культуру – часть финских племен вытесняется на север, а большая часть ассимилируется. Как считает В.В. Сидоров, в нашем крае ассимиляция прошла безболезненно, поскольку славянский элемент проник в местную финно-угорскую среду задолго до основной волны славянской миграции. Его следы прослеживаются во взаимодействии иеневской и рессетинской культур, в следах фатьяновской культуры (отнесенной к трипольскому славянскому миру), в возможном формировании отдельной Каширской культуры, где, по мнению Владимира Владимировича, шел активный процесс культурного обмена между славянами, балтами и угро-финскими племенами дьяковцев (в период с V по II век до нашей эры).

Весьма вероятно, что первые славянские переселенцы-разведчики появились в наших местах под внешним давлением.

Вполне объяснимо, что при отсутствии какого-либо подобия дорог, миграция шла по рекам и, прежде всего, по Оке. С верховьев реки до нашего района среднего течения Оки и далее на север и северо-восток. Этот проторенный путь сохранился и в последующие этапы славянской миграции.

Можно предполагать, что в нашем крае в конце I-го тысячелетия до нашей эры и в I-м тысячелетии нашей эры, существовал некий полиэтнос, появившийся из слияния угро-финских, балтских и славянских племен. Именно существование этого полиэтноса может объяснить загадочное, до сих пор научно необъяснимое, исчезновение дьяковских городищ в V-VII веках н.э.

Археологам не удалось выявить следов переселения племен дьяковской культуры, хотя есть предположение В.В. Сидорова, что дьяковцы из Каширского края ушли в верховья Оки.

По другим версиям, дьяковцы, а точнее, уже не дьяковцы, а новый этнос из славян, балтов и дьяковцев, ушел дальше на север и северо-восток в леса и их селища до сих пор не найдены и не изучены.

Над загадкой происхождения наших далеких предков ломало голову немало историков. Первые исторические сведения о славянах появляются относительно поздно. До нашей эры о них нет ни одного достоверного упоминания. Начиная с IV века, и в последующие века нашей эры, появляются сведения о восточных славянах под именем антов (Д. Иловайский, И. Первольф, Ф. Вестберг и А. Гильфердинг само название «ант» связывают с русским названием «вятич»). Они жили в северном Причерноморье и нижнем Приднепровье.

http://mtdata.ru/u24/photo9ADC/20612613921-0/original.jpg

Славяне «Анты»

В первое тысячелетие нашей эры по землям, населенным антами прошлись орды сарматов, готов, гуннов, аланов, аваров, булгар и венгров. Под их давлением славяне уходили на север, ища в лесах укрытия от набегов. Наш край был для них идеальным местом. Не случайно, что археологи в верхних (поздних) горизонтах культурного слоя дьяковских городищ находят керамику совсем иного типа, чем в нижних. Подобная посуда обычно попадается на славянских поселениях, а со второй половины первого тысячелетия нашей эры она начинает преобладать. Это дает нам право сделать вывод, что в наших лесах начинает обосновываться праславянское население.

Подтверждение происходящих процессов ассимиляции нашли археологи и в могильниках, где есть следы и трупосожжений, и погребений, сочетание славянских и финских вещей.

Как бы там ни было, но точно ясно, что вятичи были не первыми славянами на нашей земле. В наше время уже не вызывает сомнений тот факт, что частичное проникновение славян в бассейн реки Оки заметно уже с конца IV века (после нашествия гуннов) и усилилось с середины VI века (после нашествия аваров).

Побуждало славян к миграции и изменение климата. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Началось великое славянское переселение. Сила славян заключалась в том, что они не были привязаны к одной ландшафтной зоне и с одинаковым успехом занимались хозяйственной деятельностью и в дремучих европейских лесах, и в плодородных ковыльных степях. Основой хозяйства славян было подсечно-огневое земледелие, которое в сочетании с охотой, рыболовством и лесными промыслами становилась основой экономики. Это позволяло славянам расселяться на любых свободных или малозаселённых землях. А наш край был как раз относительно свободным.

http://novstudent.ru/wp-content/uploads/2018/05/karta-1.jpg

Первые славяне-разведчики оценили эти плюсы. А.В. Арциховский упоминает славянские курганы в верховьях Оки в Калужской области, датируемые IV-VII вв. н. э.

Курганы – типичные для славянских, датируемых IX-X веками, но с элементами ранней мощинской культуры. К долетописным славянским курганам причисляет Арциховский и курган в селе Беседы, расположенном у МКАД. К середине I тыс. н.э. относят и находки в верхних слоях городищ Картавцево, Сенево, Алексинское Алексинского района Калужской области. А это уже среднее течение Оки. Найдены подобные курганы в районе Одинцово, в окрестностях Подольска.

Археологических следов этой второй миграционной волны славян очень мало и летописных упоминаний о ней нет. Хотя славянской колонизации нашего края не могло не быть. А это значит, что отсутствие данных о населении нашего края в VVII веках совсем не должно вести к однозначному выводу о том, что наша современная территория была незаселенной в эти «темные века». Скорее всего, наш край уже с VI века был окраиной восточнославянского мира. Но лишь окраиной, с малочисленным населением из славян, голяди (балтов) и финно-угров. Во всяком случае, следы первопроходцев-славян в бассейне Оки в V-VIII веках зафиксированы.

Заселение средней Оки Вятичами

Официальное же заселение территории верхней и средней Оки славянами археологи от­носят к VIIIIX векам новой эры. Отец русского летописания, монах Киево-Печерского монастыря Нестор рассказал в «Повести временных лет» следующее: «Были два брата в Ляхах: Родим, а другой — Вятко. Пришли и сели Родим на Соже..., а Вятко сиде с родом своим по Оке, от негоже прозвашеся Вятичи».

Вятический князь Вятко

Но «Повесть временных лет», составленная на Руси в начале XII века, не единственный письменный источник, сообщающий о славянах-вятичах. В середине IX столетия на Оке побывали восточные путешественники и оста­вили драгоценные сведения о Земле вятичей. Они, в частности, рассказали о том, что на реке Уке (Оке) в центре страны находился главный город вятичей Хордаб, до сих пор не открытый археологами. «Хордаб — большой город и место пребывания царя», — пишет восточный географ в книге «Худуд ал-Алем». Кроме того, он описывает путь посуху в район нашего Заочья, по которому шли из дальних стран купеческие караваны. Начинался этот древний путь в приазовских степях, достигал водораздела, где с него, как с крыши, стекают в разных направлениях реки бассейнов Оки и Дона, и заканчивался на Оке в районе нынешнего города Каширы.

Расселение Вятичей на Оке

Отметим в этой связи, что в Кашире и в соседнем с ней селе Баскач найдены клады серебряных арабских монет-дирхемов чеканки 765—867 годов. Если учесть, что все пятнадцать кладов арабских дирхемов, заре­гистрированных учеными в Подмосковье, были найдены на правом бе­регу Оки между реками Беспутой и Осетром, то сообщение восточного географа не вызовет никаких сомнений: где-то здесь и кончался древний караванный путь из стран Востока в Землю вятичей. Другой путь, свя­зывавший вятичей с восточными странами, был, как и прежде, водный: Волго-Окский и Донской. По рекам везли в приморские города воск, мед, пушнину, а оттуда привозили серебро, восточные ткани, изделия за­морских ювелиров.

Окруженные лесными дебрями, вятичи жили обособленно от других сла­вянских племен, сохраняли политическую независимость и до XII века оставались язычниками. Летописец-монах считал Землю вятичей захолустьем, медвежьим углом и, не скрывая своего пренебрежения к языческим обычаям, писал: «А Радамичи и Вятичи, и Северяне один обычай имут; живут в лесе якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто. И срамословие в них пред отци и пред снохами. И браци не бываху в них, но игрища меж селы их. И схожахуся на игрища, на плясания и на вся бесовские песни и ту умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся. Имаху же по две и потри жены. И аще кто умряше — творяху тризну (воинские игры в честь умершего) над ним и посемь створяху краду (погребальный костер) велику и взложаху на краду мертвеца и сжигаху... еже творят Вятичи и ныне».

https://pp.vk.me/c626825/v626825296/d03b/Wxai_nPRKbo.jpg

Поселение Вятичей

Рассказ летописца-киевлянина, знавшего о лесной стране понаслышке, дополняет сообщение восточного путешественника, который своими гла­зами видел погребальный обряд вятичей: «На другой день после сожже­ния покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся».

До недавнего времени вятических погребальных курганов в Заочье было множество. Чуть ли ни каждая деревня имела свою курганную группу.

Погребальный курган

Правда, археологам известно всего 9 памятников такого рода: у Лукья­нова, Щеболова, Михайловки, Мещеринова, Спас-Тешилова, Большого Грызлова, Якшина, Сенькина и Жерновки. Большая часть их уничтожена в последние десятилетия. К примеру, на высоком берегу речки Хохлы к юго-востоку от деревни Мещериново находились 36 вятических погребе­ний (три ряда по 12 курганов каждый) — все они были уничтожены ка­рьером в 1972—1980 годах. Курганы под Сенькином и Жерновкой были запаханы в те же годы, а на месте кургана, что был насыпан у дороги на Большое Грызлово, ныне стоит чашеобразная антенна.

Быт и обряды вятичей (см. следующую страницу)

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025
uCoz