Четверг, 26.06.2025, 03:12
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНФОРМАЦИОННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕШИЛОВСКИЙ СТАН"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Быт и обряды вятичей

Быт и обряды Вятичей

Сведения древних письменных источников чрезвычайно скудны, отры­вочны и, как видим, порою тенденциозны. Чтобы восстановить картину вятических обрядов и суеверий, обратимся не только к данным археоло­гов, но и к этнографическим материалам, собранным в прошлом столетии, когда в глухих местах Центральной России еще можно было уловить от­звуки седой старины.

Вятич-язычник не отделял себя от природы, напротив, считал себя звеном в цепи всего сущего. Его мировоззрение основывалось на куль­те предков и культе природы. Священные рощи заменяли вятичу храмы. Молился он в лесу и здесь же, у источника или лесного болотца, приносил жертвы своим многочисленным божествам, олицетворявшим таинственные силы природы.

Бог солнца — животворящий податель света и тепла – занимал, очевидно, почетное место в пантеоне язычников. Известно, что старин­ные народные праздники приурочивались к определенным фазам солн­ца. Наиболее распространенными из таких праздников были Масленица и Купала.

На Масленицу весело и шумно провожалась зима. Это происходило в конце февраля — начале марта. Кстати говоря, год в Древней Руси начинался с марта. Празднества в дни Масленицы сопровождались тра­диционными обрядами: пеклись блины, которые имели форму солнечного диска, сжигалось соломенное чучело зимы, устраивались маскарады и ка­тания с гор на санях. По народным поверьям в Масленицу просыпается от зимнего сна природа, а вместе с ней пробуждаются и души умерших. Поэтому праздник проводов зимы был одновременно и праздником в честь памяти усопших предков; в это время посещались кладбища, устраи­вались поминки.

Обряды Славян

Праздник Купалы, приуроченный к летнему солнцевороту, когда солн­це, достигнув полнейшего проявления своих творческих сил, поворачивает на зиму, исстари носил имя языческого божества, а по принятии славянами христианства слился с церковным праздником Иоанна Крестителя и стал называться в народе Иван-Купалой. Наши предки любили этот праздник огня, воды и цветов. В ночь с 23 на 24 июня все взрослое население села и соседствующих с ним деревень собиралось на облюбованном с незапамят­ных времен месте. Таким местом была просторная поляна близ священной рощи, находившаяся обычно на всхолмье у реки. Здесь разжигались с вечера и горели до рассвета ритуальные костры, вокруг которых и проис­ходили веселые праздничные разгулья, те самые «игрища меж селы», что осуждал в «Повести временных лет» летописец Нестор.

По древней традиции во время праздника совершались определенные обряды. Участники игрищ прыгали через костер и тем самым как бы очи­щались от нечисти, кроме того, согласно поверьям, огонь и дым купальских костров обладали целительными свойствами. Молодежь прыгала через костер попарно, парень с девушкой, желавшие соединить свои судьбы. В полночь скатывали от костра к реке обмотанное соломой и зажжен­ное колесо — символ солнцеворота. Девушки собирали цветущие травы, опоясывались ими и плели из них венки. Во время игрищ перебрасывали венки через костёр каждая своему избраннику, а в конце праздника венки пускали по реке и следили: чей венок уплывет дальше, тому и счастье улыбнется больше. Одним из атрибутов игрищ на Иван-Купалу было очищение от нечистой силы водой, купались в реке на утренней заре и умывались росой, собранной с цветов и трав. Купальская роса тоже якобы обладала целебной силой.

Купальская ночь, по поверьям, полна чудес: открываются и становятся доступными людям многие тайны природы. В эту ночь расцветает огнен­ный цветок папоротника. Счастливец, нашедший этот волшебный цветок, начинает понимать язык зверей, птиц, растений и видеть спрятанные в земле клады.

Игрища на Иван-Купалу продолжались от зари до зари. Сопровожда­лись они музыкой, песнями, плясками, маскарадами и общими пирами в складчину.

Обряд создания семьи у Славян

Согласно местным преданиям одним из мест проведения купальских празднеств была поляна на приокском холме у Спас-Тешилова. До нача­ла прошлого столетия загорались на ней «Ивановы огни», позднее здесь устраивались гуляния по случаю христианского праздника Троицы. Кста­ти, часть купальских обрядов, связанных с почитанием растительности, перешла на Троицу.

Народному празднику Иван-Купале не повезло на Руси. Во-первых, время его проведения совпало с петровским постом, в период которого православная церковь запрещала любые игрища и пиршества; во-вторых, церковники вообще стремились искоренить древнеязыческие верования и, надо сказать, преуспели в этом. Известно, что не без участия христианских проповедников распространялись по Руси мифы о ведунах и ведьмах, кото­рые, вступив в связь с самим сатаной, собирались на Лысой горе и преда­вались там самому дикому разгулу. Сборища на Лысой горе устраивались не иначе, как только в дни древнеславянских празднеств.

Как говорилось выше, Вятичи оставались язычниками очень долго, гораздо дольше, чем многие другие славянские племена. В 12-м веке ими был убит христианский миссионер Курша Печерский.

Курша Печерский

При сыне Дмитрия Донского Василии, под 1415-м годом письменные источники сообщают, что жители окрестностей Орловского городка Мценска наотрез отказывались поменять веру предков и удалось их крестить только чудом.

Так что Вятичи, вероятно, были последними славянами-язычниками. Уже крестили в католичество Литву и Польшу, уже исчезла, растворяясь в русском этносе таинственная Меря, а вятичи продолжали упорно молиться своим богам-идолам и почитать волхвов.

На самом деле все древнеславянские праздники, обычаи и поверья были тесно связаны с главным занятием — земледелием; все они имели общий смысл и одну цель — в первую очередь обеспечить богатый уро­жай хлебов.

Восточный путешественник IX века, сообщая о славянах-вятичах, от­мечает, что большая часть их посевов — просо, и приводит одну из языческих молитв-заклинаний, бытовавших у вятичей: «Во время жатвы они берут ковш с просом, поднимают к небу и говорят: «Господи! Ты, который снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии!». Вероятно, мо­литва была обращена к божеству, символом которого служили ритуальные костры. Тот же автор уточняет «…они (славяне) поклоняются огню».

Впрочем, у вятича-земледельца было достаточно оснований почитать огонь. Восточный путешественник пишет, что вятичи живут зимой в городах, а летом— в лесах.

Славяне земледельцы

Дело в том, что главным видом хозяйства наших предков было подсечно-огневое земледелие. Его особенность заключалась в следующем: невдалеке от жилья выбирался под пашню удобный участок леса, где зи­мой сдиралась кора с деревьев; весной подсохшие деревья вырубались и сжигались вместе с выкорчеванными пнями. Затем зола ровным слоем разгребалась по участку, после чего засеивалась хлебными злаками. Рас­чищенный и засеянный участок в лесу назывался лядом. В первый год с ляда снимался урожай по 16—20 центнеров с гектара (сегодняшний сред­ний урожай в Заочье), на второй год урожай снижался до 8 центнеров, а на третий-четвертый годы становился настолько скудным, что пашню приходилось забрасывать. Легче было расчистить новый участок, чем удобрять прежний. Лес на заброшенном участке восстанавливался при благоприятных условиях через 25—30 лет. Таким образом, примерно ты­сячу лет назад, в сущности, началось тотальное сведение лесов в Заочье и в ближайших к нему областях.

Археологи за полвека изучения древних поселений по берегам Средней Оки собрали обширный материал, относящийся к хозяйственной деятельности славян-вятичей, в частности к земледелию. Свидетельствует он о том, что лес вырубался топором, а земля под посевы мягчилась мотыгой, бороной и сохой; уродившийся хлеб жали серпами, а вымолоченное цепами зерно размалывали в муку жерновами ручных домашних мельниц. Весь этот нехитрый земледельческий инвентарь оставался в употреблении крестьян заокских деревень вплоть до XX столетия. Выращивали вятичи рожь, просо, пшеницу, ячмень, горох, мак, а из технических культур — лен и коноплю. Льняное и конопляное семя шло на выработку растительного масла.

Собрав на вятических поселениях массу костей животных и проведя ана­лиз, археологи установили, что основой скотоводства у вятичей было раз­ведение крупного рогатого скота, на втором месте стояло свиноводство, на третьем — овцеводство и на последнем месте было разведение лошадей.

Интересные сведения оставили нам восточные путешественники о пчело­водстве у вятичей: «И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед... из одного бочонка добывается до 10 кув­шинов меду». Меда у славян очень много, из него «изготовляют вино и тому подобные напитки». «Есть у них люди, которые имеют у себя 100 больших кувшинов медового напитка». Из этого рассказа следует, что промысел по добыванию воска и меда диких пчел, называемый бортничеством, превра­тился в Земле вятичей в отрасль хозяйства. Другие промыслы — охота и рыболовство — остались в числе подсобных занятий.

Славянская пасека

О вятических поселениях и жилищах известно довольно много. Кроме упомянутых уже городов-крепостей были в Земле вятичей и неукрепленные поселения-селища, население которых в случае опасности находило убежище в близлежащих городках. Жилища городов и сел представляли собой неболь­шие, примерно 4,5x4 метра, избы, срубленные из сосновых либо дубовых бревен. В избе, как правило, ставилась большая глинобитная печь, вдоль стен устраивались дощатые нары для спанья — полати. Остатки подобного жи­лища были открыты при раскопках селища X—XII веков у села Подмоклово. Наряду с избами в древних поселениях встречаются хозяйственные построй­ки: срубные амбары, сараи, скотные дворы. Такие же строения совсем недавно являлись обычным элементом заокского пейзажа. Кто-то верно заметил, что наша деревня XI—XII столетий очень похожа на деревню XVIII—XIX столетий, то есть деревню времен Пушкина, Тургенева. Ее описание со все­ми подробностями можно найти в художественной и мемуарной литературе прошлого века.

Жилище Славян

«Одежда их, — пишет о вятичах восточный автор, — рубаха и высокие сапоги». Приходится только сожалеть о том, что на этот раз восточный путешественник ограничился одной фразой. Археологи тоже оказались не­многословными.

Вятичи

Понять их нетрудно: кожи и ткани — основной материал, из которого наши предки шили себе одежды, — недолговечны и потому не сохранились даже под слоем почвы. Однако кое-что уцелело. При рас­копках курганов и поселений славян-вятичей найдено множество различных предметов украшения: перстни, бусы, пряжки, браслеты, шейные обручи — гривны. Все выполнены из цветных металлов, стекла и минералов, преиму­щественно хрусталя и сердолика, и, надо сказать, выполнены с большим вкусом и изяществом. Особый интерес представляют семилопастные ви­сочные кольца-подвески, которыми украшался женский головной убор. У женщин каждого племени Древней Руси были свои традиционные височные кольца. У женщин племени вятичей – семилопастные. Встречаются височные кольца по Оке от Жиздры до Прони и тем самым как бы указывают пределы Земли вятичей. Говорят, мода переменчива, но, судя по находкам, кольца-подвески с семью лопастями нравились вятическим женщинам и не выходили из моды по меньшей мере три столетия.

Реконструкция внешности Вятичей

Восточный путешественник рассказал в своих записках о «царе» пле­менного союза вятичей. «...Глава их коронуется. Они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян». «...И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правите­лей на окраинах своих владений». Затем рассказчик сообщает о том, как царь ежегодно объезжает всю землю вятичей и собирает дань с подвластного ему населения. Такие объезды, называемые по­людьем, описаны византийскими авторами Х века и летописцем Древней Руси. Обычно «царь», по-славянски князь, выезжал на полюдье в конце зимы и во время своего неспешного продвижения по стране кроме сбора дани вершил судебные дела. В каждой облас­ти были определенные места, где князь ежегодно делал остановки. Назывались эти места погостами.

На погосты племенные князьки либо волостные старшины свозили подати для князя. Позднее погосты сделались волостными центрами с церковью и кладбищем. Таковыми погосты оставались до недавних пор.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2025
uCoz